Истории

История серии Mafia: от клона GTA и трагизма до вьетнамских флэшбеков в одноэтажной Америке

Как появлялась знаменитая франшиза о криминальных авторитетах США? Собрали информацию о создании трех игр, чьи переиздания сейчас с нетерпением ждет игровая индустрия.

13 мая 2020 года издательство 2K и студия Hangar 13 анонсировали сборник Mafia: Trilogy, куда войдут полноценный ремейк первой части, ремастер второй и дополненное всеми вышедшими DLC переиздание третьей.

Сейчас серия или хотя бы ее первые две части кажутся несомненной классикой и брендом, возглавляющим мафиозную тематику в игровой индустрии. Однако первая часть не стала финансово успешной, вторая могла вообще не выйти и пережила многочисленные конфликты разработчиков, а третья известна, как один из самых провальных AAA-проектов.

Mafia: The City of Lost Heaven вышла в тот же 2002 год, что и Grand Theft Auto: Vice City. Игра могла бы получить звание клона серии GTA из-за схожести — криминальная история, «покатушки» на машинах, открытый мир. Однако шутер имел слишком уникальное «лицо», сложенное из нескольких факторов.

Mafia: The City of Lost Heaven (2002)

Первый — история. Игра рассказывает о Томми Анджело, обычном таксисте, ставшем крупным мафиози. При этом повествование сопровождается продолжительными, хорошо срежиссированными кат-сценами, зачастую со сценами убийств и жестокости. Реалистичный сюжет без сатиры и юмора был сплавом всех фильмов о мафии и напоминал недавнего «Ирландца» от Мартина Скорсезе. В результате, серьезность стала визитной карточкой первой части, а трагичная концовка — одним из самых известных игровых мемов.

Атмосферу дополняли декорации США 1930-ых годов, в тяжелые времена Великой депрессии и «сухого закона». Последнее очень важно, так как первая часть показала зарождение самого понятия «мафия». Известно, что именно во время «сухого закона» преступники поняли, что могут подкупать полицию и свободно продолжать заниматься криминалом, чем успешно и пользовались после. Отмена закона ничего не исправила и только продолжила многолетнюю историю многонациональной мафии в США.

Стоит упоминания саундтрек, состоящий из джазовых композиций в исполнении Джанго Рейнхардта, братьев Миллс, Луи Примы, Луи Армстронга и других легендарных музыкантов. Традиционным радио, как в GTA, его не назвать, так как каждая из песен играла в определенном районе, местности или во время ключевых событий истории. Сейчас все представленные в саундтреке композиции плотно ассоциируются с первой Mafia.

Третье отличие игры — реализм. За него отвечал сценарист и геймдизайнер Даниель Вавра, более известный молодым игрокам по реалистичному Kingdom Come: Deliverance. В мафиозном шутере полиция могла оштрафовать героя за превышения скорости, на восстановление жизней требовались аптечки, а вместо бесконечных сохранений были чекпойнты. Все это значительно усложнило игровой процесс.

Примером такого реализма на грани хардкорности стала гонка, где Томми участвовал в скоростных заездах. Миссия была настолько труднопроходимой, что запомнилась игрокам на уровне «вертолетика» из той же Grand Theft Auto: Vice City. Часть возрастных игроков наверняка вспомнит, что в их школе или во дворе всегда был парень, который проходил гонку другим детям за деньги. А на YouTube есть видео, где российский профессиональный гонщик, чемпион WEC и призер «24 Часов Ле-Мана» Роман Русинов проходит миссию на руле. Позже 2K Czech все-таки выпустили патч, позволяющий менять сложность миссии.

Игра получила крайне положительные отзывы от критиков и обычных пользователей, получив культовый статус, но не финансовый успех. К марту 2008 года Mafia продалась в количестве 2 миллионов копий. Для сравнения — продажи GTA III к 2008 году составили 14,5 миллионов копий.

Возможно, причиной провала стало то, что шутер изначально задумывался под ПК. В 2004 году игра вышла на PlayStation 2 и Xbox, но порт собрал сдержанные оценки из-за неудобного управления.

Работа над Mafia II началась вскоре после выпуска первой части, однако сиквел вышел только в 2010 году. Разработка затянулась из-за конфликта Даниеля Вавры с другими создателями. В 2004 году работа над игрой приостановилась из-за его ухода, но позже Вавра вернулся.

Пока 2K Czech трудилась над второй частью, вышло новое поколение консолей — Xbox 360 и PlayStation 3. Обе приставки выделялись новыми техническими возможностями. В 2K Czech решили идти в ногу со временем и сменить движок. Студия перепробовала три движка, включая RenderWare, на котором создавались ранние Grand Theft Auto. В результате команда решила создать собственный движок и разработала Illusion Engine.

Mafia II (2010)

Из-за конфликтов и «возни» с движком не все задуманные вещи дошли до релиза. Изначально 2K Czech планировала внедрить нелинейный сюжет с несколькими концовками и возможностью выбрать одну из мафиозных семей. Также игрок мог бы организовывать полноценные ограбления банков: до релиза дошли лишь мелкие грабежи магазинов.

Большие амбиции разработчиков можно заметить во вступительной миссии, когда Вито возвращается с войны. Герой идет по родному району, может беседовать со старыми знакомыми и все это на фоне скриптов, "оживляющих" картинку: например, выпрыгивающего из окна при виде Вито кота. Дальше в игре такой проработки и внимания к деталям нет.

Хотя сейчас на Metacritic у Mafia II пользовательская оценка 8.1, во время релиза игра получала смешанные отзывы. Прежде всего, вторую часть и её сюжет критиковали поклонники первой. Что неудивительно — на смену рефлексирующему и раскаивающемся Томми пришел бывший мелкий хулиган и вечно улыбающийся гангстер Вито. Атмосфера серьезного мафиозного кино была утрачена и превратилась в криминальную драму с нотками комедии в духе «Славных парней» все того же Скорсезе.

Главные герои Вито и Джо с самого детства промышляли мелкими грабежами, а первый даже загремел в армию во время Второй мировой после того, как его поймали на месте преступления. Конечно, все в сиквеле закончилось довольно трагично, но сцены преступлений (например, продажи наркотиков) показывались под веселую джазовую музыку. Это и смутило большую часть игроков, желающих получить серьезную историю в духе первой части.

Если брать «плюсы», то шутер удивлял технической частью. Путешествие и поездки по довольно просторному и детализированному городу происходили без подгрузок, что создавало эффект «бесшовности». Кроме того, движок позволял уделять внимание незначительным деталям. К примеру, выпавший на крышу автомобиля снег постепенно слетал, если машина трогалась с места.

По-прежнему Mafia хорошо передавала важные вехи истории США. События игры делятся на две части. Вторая начинается в 1951 году в разгар послевоенного экономического бума в США, названного «золотой эпохой капитализма». После долгого перерыва Вито попадает в родной город, который встречает его яркими вывесками, цветастыми машинами и ритмичным рок-н-роллом.

Во второй части впервые в серии появилось радио. Музыка дополняла атмосферу истории и так же была разделена надвое — музыку 40-ых и 50-ых.

Со временем поклонники суровой первой части поутихли, а качественная графика и все-таки хорошо проработанный сюжет перебили мелкие огрехи вроде неудобной стрельбы. В итоге продолжение по праву занимает место одной из лучших и запоминающихся игр за всю историю индустрии.

Mafia III вышла в 2016 году и стала разочарованием для фанатов всей франшизы в целом. Третья часть окончательно отошла от канонов мафиозной тематики. В центре истории оказался темнокожий ветеран Вьетнамской войны Линкольн Клей, борющийся против итальянской мафии. Сами события развиваются не в ярких мегаполисах с небоскребами, а в «одноэтажной Америке» и пародии на Новый Орлеан. Пафосные истории об успехе и искуплении были заменены на рассказ о жестокой мести за несчастливое детство и юношество в рядах темнокожей банды.

Mafia III (2016)

Подвели и нововведения от разработчиков из Hangar 13. Предыдущие части критиковали за «пустой» открытый мир и отсутствие второстепенных развлечений. Авторы решили проблему довольно примитивно и заставили игроков захватывать районы города, выполняя однообразные действия вроде перестрелок с противниками. Аналогичные миссии критиковались даже в переполненной контентом GTA San Andreas, но там они выступали только третьестепенным развлечением, в Mafia III же шли основным сайдом.

Кроме того, на старте игра была катастрофически переполнена багами, что только подлило масла в огонь. В результате Mafia III получила пользовательскую оценку 3.7 на Metacritic, став одной из самых провальных частей популярной серии.

0